| Вестник музея
 У нас нет оснований думать, что в живом организме с течением веков не
 могли возникнуть подобные естественные \"фильтры\", хотя и при таком допу-
 щении неясно, как может быть передана информация на сотни и тысячи кило-
 метров, если принять во внимание, что ультракороткие  волны  в  основном
 распространяются в пределах видимости.
 Если же придерживаться мнения, что в нашей нервной  системе  процессы
 приема и усиления протекают на молекулярном уровне или  даже  на  уровне
 клеток (условно отождествляя их с каскадами усиления), а  это  принципи-
 ально возможно, то, учитывая огромное количественых нервных элементов  в
 головном мозгу (свыше 10 миллиардов), действительно трудно найти пределы
 возможного усиления в такой системе слабых  первичных  сигналов.  Вполне
 также допустимо, что вследствие эволюции в организме животных и человека
 образовались такие \"радиоустройства\", послужившие развитию своеобразного
 вида связи биологической радиосвязи.
 В какой степени оправдаются эти предположения и  гипотезы  -  покажет
 будущее. Время, надо думать, прольет какой-то свет и на весьма  неясный,
 на наш взгляд, вопрос о том, что является материальным носителем  инфор-
 мации - поле, волны или частицы. Как бы то ни было,  существующие  неяс-
 ности и сомнения не могут служить поводом для того, чтобы наука отмахну-
 лась от всей проблемы в целом. Ведь  многие  исследователи  подтверждают
 существование этой формы биологической связи. И если не все опыты и наб-
 людения согласуются с выводами о наличии такой связи, то это еще  ничего
 не доказывает.
 Известно, что при изучении биологического объекта или какой-либо био-
 логической закономерности альтернативный принцип очень часто неприменим,
 по крайней мере, на современном уровне наших познаний.
 Разумная осторожность в этом отношении, по нашему мнению,  уместна  и
 может быть оправдана главным образом в выборе и оценке  методов  доказа-
 тельств наличия нового вида информации. Необходимо,  например,  иметь  в
 виду, что, передавая информацию, человек не свободен от своих  убеждений
 (наоборот, он как раз действует в соответствии с ними),  являющихся  ре-
 зультатом предшествующего индивидуального опыта,  который,  в  известной
 степени, может соответствовать опыту  и  образу  мыслей  воспринимающего
 субъекта (ведь индивидуальный опыт-часть опыта коллективного,  и  наобо-
 рот).
   
   |