Начинающему
И, в частности, к его АЧХ (см. рис. 5.8).
“Н”: А что это за вертикальные линии на рисунке, обозначенные как f1, f2, f3 и f4? “А”: Здесь я представил вполне реальную ситуацию, когда в эфире, кроме станции с несущей частотой fl работают еще и другие радиостанции. Вот их частоты и соответствуют изображенным на рисунке вертикальным линиям! Но ты ведь не хочешь слушать и их тоже, причем ВСЕ СРАЗУ?! “Н”: Так я же ничего не расслышу! “А”: Ну так твой преселектор и помогает тебе настроиться на одну из них, в данном случае это и будет частота f0! “С”: При этом обрати внимание, что амплитуды сигналов, развиваемые на антенном входе всеми пятью радиостанциями — РАВНЫ! “Н”: Я отлично это вижу! Но заметил еще и то, что частоты fj и f4, — совсем не воспринимаются преселектором, а частоты f2, и f3 — только частично... “А”: Только те частоты, которые накрываются “колоколом” и проходят преселектор! Но обрати внимание, что частота f0 при этом еще и возрастает по амплитуде! Повторим еще раз, что КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ КОНТУР УСИЛИВАЕТ приходящие сигналы, частоты которых равны или очень близки его резонансной частоте! “Н”: На нашей блок-схеме, кстати, я никакого преселектора не вижу! “С”: Да потому, что его там просто нет! Кстати, “в последнее время стало модным разливать чай через ситечко”! Я это к тому, что нам будет удобнее, наряду с блок-схемами, пользоваться также СТРУКТУРНЫМИ СХЕМАМИ! Тогда, с учетом пожеланий Незнайкина, я изображу структурную схему приемника прямого усиления на рис. 5.9.
“А”: Информация к размышлению, Незнайкин! Z1 — преселектор; a1 — УВЧ; U1 — амплитудный детектор; А2 —УНЧ; BF1 -- телефоны или динамик. “С”: Я полагаю, дорогой Аматор, что в дальнейшем мы будем прибегать только к структурным и принципиальным электрическим схемам! “А”: Очень хорошо! Я придерживаюсь того же мнения, уважаемый Спец! “Н”: Принято единогласно!... Но у меня вопрос относительно изображенной выше характеристики преселектора. И, в связи с этим, о бесполезности “прямика” в диапазоне KB... “С”: Выкладывай, дорогой Незнайкин! Мы для этого и собрались! “Н”: Расстояние между частотами f1; f2; f3 и f4 выбрано случайно? “С”: Не совсем!...
Продолжение в разделе \"Юные радисты\"
|